english version

Аналитика

Бессмысленно сидеть и ждать – есть риск потерять все

Глава Группы компаний «United Experts» считает, что принимать решение о будущем своего бизнеса, предпринимателям нужно сейчас.

Масштабный финансовый кризис охватил практически все сферы бизнеса. Какие последствия могут быть для бизнеса? Как поступать в нынешних условиях? Какие решения необходимо принимать сегодня, чтобы сохранить свои позиции? На эти и другие вопросы ответила Ольга Гога, Президент Группы компаний «United Experts»

- Можно ли говорить, что временная неспособность банков кредитовать – это и есть тот кризисный фактор, который пришел к нам из-за границы?
- Я именно так и оцениваю складывающуюся ситуацию. Наша экономика оказалась заложником тех событий, которые произошли в западных странах. Мы поспешили с выводами о начале кризиса в нашей стране, что повлияло на появление панических настроений. Я полагаю, что у нас не было предпосылок для реального обозначения таких проблем, поскольку явных проявлений кризиса, аналогичных тем, которые были в Америке и Европе, у нас не было.
Но случилось так, как случилось. В результате представители предприятий всех форм собственности, в том числе и госучреждений, стали вести себя настороженно. На мой взгляд, это очень опасно для экономики и любого бизнеса. Стоит только притормозится, как начинается потеря позиций на рынке. Про некоторые из кредитных учреждений можно сказать, что они имеют излишнюю ликвидность. Появились случаи, когда банки, получив деньги Центробанка не направляют их в реальный сектор экономики, а конвертируют их в иностранную валюту, в ожидании новых проблем. Для бизнеса это плохо. Это «плохо» обозначается тем, что кто-то не сможет вернуть ранее завоеванные позиции. Кризис коснется того, кто на рынке своего профильного бизнеса не смог сформировать устойчивые связи, ликвидные активы и наличность.

- Иллюстрацией кризиса стали падения фондовых рынков и скачки цен на нефть. Почему это происходит? По сравнению с прошлым годом цена на нефть мало изменилось, но тогда никаких кризисов не было…
- В прошлом году не было такого падения акций компаний на биржах. Движение акций было активным, тогда как сегодня все встало. Это происходит на фоне колебаний цены на нефть, поэтому последствия более ощутимы. Биржи приостанавливают торги, так как котировки бумаг резко падают. Отсутствие ресурсов повлияло на стоимость ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке.

- Как долго может продлиться такая ситуация?
-  Я считаю, что мы сейчас только в начале всех кризисных событий, пик которых придется на весну следующего года. Тогда станет понятнее, кто остался на плаву, а кто сойдет с дистанции. Остановка бизнеса – это начало падения. Произойдет резкое разделение на компании, которые смогут нарастить свою мощь на фоне кризиса и на те, которые, наоборот, уйдут с рынка. Многим компаниям будет очень сложно сохранить свои позиции в бизнесе. Так или иначе, но примерно с год мы будем ощущать на себе последствия явлений, происходящих сегодня.

- Можно ли сегодня принять какие-то меры, чтобы обезопасить себя от влияния кризиса и, если не улучшить свои позиции, то хотя бы их удержать?
- Рыночный анализ и анализ подобных ситуаций в мировой истории говорят о том, что выходы есть, что сегодня можно и нужно руководствоваться действующим законодательством для предотвращения или преодоления кризисных симптомов. К примеру, законодательством о банкротстве. Американцы стали писать законы о банкротстве, когда в Америке в 20-30-е годы прошлого века разразился кризис. Но в отличие от Америки прошлого века, у нас на сегодня пусть и не совсем совершенное, но уже сформировано корпоративное законодательство. Способов сохранения бизнеса много: это и изменение организационно-правовой формы компании, и изменение структуры капитала, и формирование новых принципов управления - объединение, создание холдингов, реорганизация и т.д. Главное - сохранить основные активы компаний, сохранить бизнес.
При этом мы, как консультанты, хотели бы ещё раз обратить внимание на то, что все эти процессы сегодня регулируются российским законодательством. Эти нормы необходимо использовать, чтобы не допустить недружественных воздействий. Приведу пример. Для одного из наших клиентов, получившего большие банковские кредиты, в октябре наступил срок их погашения. Однако найти средства или перекредитоваться в другом банке бизнесмен не смог. Он также не смог реализовать земельные участки, которые у него были. Однако было принято нормальное, цивилизованное решение. Бизнесмен организовал процедуру банкротства в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве)». Все свои объекты недвижимости он передал банку, который, в свою очередь, сдал их ему же в аренду. В результате кредит был закрыт, а бизнес сохранен. Теперь его имущество находится у банка. Пройдет время, ситуация стабилизируется, бизнес-то ведь не останавливался. Со временем это позволит компании вернуть свои активы обратно. Этот, небольшой частный пример говорит о том, что не надо дожидаться попыток недружественного поглощения, обращений в суд и т.д., а нужно действовать.

- Не каждый способен принять решение о банкротстве или слиянии с какой-то компанией. Как правильно поступать в сложной ситуации?
- Я могу посоветовать своевременно обращаться к специалистам – консультантам: юристам, финансистам, налоговикам, маркетологам которые могут правильно оценить позицию компании, понять ее цену и определить возможные перспективы. Бессмысленно сидеть и дожидаться того или иного отрезка времени в развитии кризиса – есть риск потери всего. Даже проведение экспресс-анализа ситуации позволяет прогнозировать следующие шаги по оздоровлению положения компании. Я привела частный пример, когда компания вышла из ситуации через процедуру банкротства. Но есть и другие варианты, например, слияние. Для сохранения бизнеса, возможно, будет выходом поиск более сильного партнера. Можно пожертвовать контролем над компанией, но спасти ее бизнес от исчезновения. Нужно искать пути выхода.

- Наши бизнесмены готовы идти на такие шаги?
- Бизнес-сообществу нужно трезво оценить, насколько устойчивы его позиции. Во главу угла нужно ставить сохранение бизнеса. Что скрывать, российские предприниматели в силу ментальности часто придерживаются позиций, что вот это мое – не отдам и т.д. А ведь при дружественных слияниях и поглощениях с любым партнером можно и нужно цивилизованно оформлять отношения. Существуют алгоритмы действий, благодаря которым предприятие можно вывести практически из любой трудной ситуации.

- Расскажите немного подробней о таких алгоритмах.
- Если мы говорим о дружественном поглощении, то, во-первых, это идентификация интереса сторон и предварительная цена продавца. Далее фиксация намерений сторон. После этого необходимо проведение прединвестиционного аудита, который выявляет финансовые, налоговые и юридические риски, которым подвержен бизнес. Идентифицированные в процессе такого аудита риски учитываются при расчете окончательной стоимости бизнеса. Ну, и завершающие этапы: окончательные переговоры, соглашения акционеров и оформление сделки. Важно понимать, что соблюдение процедур обеспечивает действительность сделки и защиту интересов собственников. Примером такого алгоритма может быть недавняя продажа завода «Термостепс-МТЛ». Ведь прежде, чем была совершена сделка, была пройдена сложная, многомесячная процедура по оценке компании, определению и минимизации рисков, улучшению показателей. В результате все свелось к тому, что стороны согласовали все условия. Я бы назвала эту сделку классическим примером сделки по слиянию (поглощению).

- Насколько верную оценку бизнеса могут дать бизнес-консультанты? Не окажется ли она ниже рыночной, тем более в условиях финансового кризиса?
- Надо исходить из того, что любые оценки бизнеса субъективны. Я поэтому и подчеркиваю, что только анализ всех документов компании, позволит провести оценку максимально прозрачно и приближенно к предполагаемой сумме, которую продавец хочет получить, а покупатель заплатить. Невозможно «потерять» что-то или найти «лишнее», если весь процесс построен цивилизованно и в соответствии с законодательством. Мы говорим, что только так можно обезопасить себя от рейдерства. Если не воспользоваться услугами профессиональных финансистов, юристов, налоговиков, то риск недружественного поглощения очень высок. В этом случае, ни о какой разумной оценке бизнеса говорить невозможно. Что касается оценки компании в условиях кризиса, то оценка в принципе дается исходя из денежных потоков этой компании. Понятно, что в условиях кризиса оценка может быть несколько ниже, ведь денежные потоки компании могут измениться. Однако анализ денежных потоков дает вполне реальную картину происходящего. При этом все понимают, что кризис не продлится вечно.

- Насколько верна версия, что многие бизнесы до кризиса были переоценены и кризис поможет привести этот вопрос в порядок?
- Здесь надо руководствоваться принципом, что спрос рождает предложение. Рыночная экономика и рыночные отношения поставят все на свои места и, конечно, здесь возможна новизна в ценообразовании активов в России.

- Сколько по времени может занять работа по оценке бизнеса, оформлению сделки?
- Это не быстрый процесс. От нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от масштабов компании, ее оборотов, наличия активов, рисков, структуры собственности, правовой формы и т.д. Иногда только прединвестиционный аудит может занимать месяца два. Но в теперешней ситуации для первоначального понимания достаточно будет проведения экспресс-анализа финансовой составляющей деятельности компании.

- Участники сделок всегда стараются сохранить конфиденциальность. Обращение к консультантам не помешает этому?
- Нет. Конфиденциальность - один из профессиональных атрибутов консультанта. К примеру, в нашей Группе компаний все эксперты связаны соглашениями о конфиденциальности и существуют весьма жесткие положения о неразглашении ставшей им известной в ходе работы информации. Кроме того, каждый отвечает за свой блок, а общая картина известна весьма ограниченному кругу лиц.

- Для совершения сделки, продавцу и покупателю лучше обращаться к одному консультанту или привлекать нескольких?
-  Практика показывает, что для покупателя лучше обращаться как минимум к двум консультантам. Два мнения дадут две оценки, где-то поспорят между собой, но в итоге помогут определить истину. Так же и продавцу лучше исходить из нескольких оценок своего бизнеса. Но ответить на этот вопрос должен также сам продавец или покупатель. Если речь идет о небольшом бизнесе, не отягощенном серьезными рисками или обязательствами, привлечение большого числа консультантов, возможно, и не потребуется.

Интервью для газеты "Самарское Обозрение", №82(795) от 20.11.2008г.
Записал Василий Лямин