english version

Аналитика

О практике заключения сделок по слиянию и поглощению компаний

Интерес бизнеса к определенным объектам материализуется в сделки M&A

Процессы мирного и враждебного объединения компаний происходят в мире довольно часто. Малые компании поглощаются большими, более развитыми и успешными - это обычная ситуация на рынке. Для Тольятти тема слияний и поглощений стала особенно актуальна несколько лет назад, когда заговорили о приходе на АВТОВАЗ нового акционера в лице концерна Renault-Nissan. Параллельно шла информация о рейдерских атаках на завод «Тольяттиазот». Каковы особенности сделок по слиянию и поглощению (M&A)? Какие отрасли лидируют по слияниям и поглощениям? Для чего нужно юридическое сопровождение сделок M&A?
 
На эти и другие вопросы «P.S.» отвечает президент Группы компаний United Experts Ольга Гога.
 
- Российский рынок M&A обогнал по объемам рынок Восточной и Центральной Европы и продолжает расти. Как серьезно растет рынок M&A в Тольятти и Самарской области? 
- Однозначного ответа нет. Такой анализ не проводился. Но с уверенностью могу сказать, что ситуация в Тольятти в целом стала выравниваться. И это заметно по многим показателям, как субъективным, так и объективным. Уже виден интерес бизнеса к определенным проектам. Интерес всегда так или иначе материализуется, а значит и сделки M&A не за горами.
 
- В Тольятти в каких сферах прослеживается в настоящий момент  тенденция к слияниям и поглощениям? С чем это связано? 
- Сегодня, на мой взгляд, есть интерес к производственным активам с целью постановки на них вспомогательных производств уже действующих предприятий. Особенно это актуально в отношение площадок в городской промзоне, оснащенных всеми энергомощностями.
 
- Сколько сделок по слиянию и поглощению на рынке заключено при содействии специалистов вашей группы компаний? Над сколькими работает сегодня? 
- Очень активным рынок сделок по слиянию и поглощению был в докризисный период. Тогда наша компания подготовила сделки по семи проектам в разных регионах страны, в том числе с очень крупными участниками. На данный момент мы обслуживаем два крупных проекта, составными частями которых пройдут и сделки M&A
 
- Какие этапы и процессы предполагает юридический консалтинг по слияниям и поглощениям в вашей компании?
- «По-правильному», юридическое сопровождение таких процессов начинается с первого и длится до последнего этапа. Иначе существует риск не завершить сделку или же поиметь негативный эффект после её завершения. 
Начинается все, естественно, с фиксации намерений сторон. И это, безусловно, юридический документ, предусматривающий на этой стадии все известные вопросы. Далее следует исследование объекта на предмет выявления рисков - юридических, финансовых, налоговых, управленческих, экологических и так далее. Результатом становится весьма увесистый отчет, который позволяет понять чем живет, дышит компания, какие у неё риски и как их минимизировать или вообще исключить. Если на этом этапе стороны получили положительный результат, далее следует этап оценки. Это уже предметный взгляд на компанию, а на самом деле на бизнес, в денежном выражении. Затем начинается этап структурирования собственно сделки, то есть кто, когда, что и за какие деньги покупает и продает. И здесь тоже без документально закрепленных договоренностей обойтись невозможно. Так что, повторяю, юристы должны быть рядом на всех этапах, причем как с той, так и с другой стороны. И обязательно квалифицированные, с опытом ведения таких процедур.
 
- С какими рисками приходится сталкиваться при оформлении сделок M&A? Есть риски, которые практически невозможно выявить при оценке компании?
- Риски те же, что присущи нашему бизнесу. Здесь и налоговые риски, например, неверно исчислялись налоги на имущество, возникает риск доначисления налогов и наложения штрафов при проведении налоговой проверки. Юридические риски, такие как, например, проведение сделок без одобрения. Возможен риск оспаривания того или иного договора. Или земельные вопросы. Это вообще отдельная тема у нас в стране. Очень редко можно встретить компанию, которая решила для себя земельные вопросы, если располагает земельными участками, конечно. Существуют и технологические риски, когда на предприятии есть устаревшее оборудование, требующее замены или дорогостоящего ремонта. Большие риски есть и в плане экологии. Природоохранное законодательство достаточно жестко регламентирует действия компаний, особенно производственных. 
 
- Сколько времени требуется на то, чтобы подготовить сделку M&A?
- Это зависит от многих факторов. Как правило, от нескольких месяцев до полутора-двух лет. 
 
- Был ли у вас опыт ведения сделки M&A с участием иностранных компаний? 
- Да, такой опыт был. Сложность работы с иностранными компаниями вообще и по сделкам M&A в частности состоит в том, что в одной точке, если так можно выразиться, сходятся представители двух разных систем. На один и тот же вопрос порой совершенно разный взгляд. Но методологически, кончено, подходы одинаковы.
 
- Как вы оцениваете законодательство с точки зрения юридической практики М&А? Насколько важна специализация юриста в сфере M&A?
- Можно отметить, что в последнее время корпоративное законодательство претерпело существенные изменения, которые оказались полезными и важными для осуществления сделок по слиянию и поглощению. Профессионализм и опыт юриста здесь очень важны. Как известно, юристов сейчас хватает. Но вот подобного рода специалистов, поверьте мне, очень немного. 
 
- Группа компаний «United Experts» оказывает услуги по получению статуса резидента для ОЭЗ «Тольятти». Насколько актуальна данная услуга? С какими компаниями вы работаете в настоящее время? 
- Да, эта тема действительно сейчас весьма активна. Нельзя не отметить весьма грамотный и продвинутый подход руководителя ОЭЗ «Тольятти» Алексея Пахоменко и его команды по организации и продвижению этого большого проекта. 
Что касается нас, то в настоящий момент у нас в работе находятся четыре проекта, в том числе с тремя японскими и одной турецкой компанией, ведутся переговоры еще с несколькими компаниями. Эти услуги актуальны, потому, что иностранные компании приходят в новое для себя рыночное, правовое, экономическое и даже бытовое поле. Мы чуть ли не единственные консультанты в Тольятти, имеющие опыт работы с иностранцами. Кроме того, требования, которым должен соответствовать кандидат в резиденты, достаточно специфичны. Например, некоторые, финансовые выкладки для бизнес-плана, который должен предъявить кандидат, являются не стандартными, рассчитываются особым образом.
 
- Какова стоимость услуги по получению статуса резидента для ОЭЗ «Тольятти»?
- Понятно, что всех интересует всегда стоимость услуг. Но вот в данном случае точно ценник не вывесишь. Все проекты очень разные, каждый абсолютно уникален. Каждая компания приходит с разной степенью подготовки.
 
- Нужно ли регулировать вопросы с регистрацией патентов? Ведь иностранные компании приходят со своими технологиями.
- Конечно же, вопросы интеллектуальной собственности обсуждаются. Но в первую очередь актуальны вопросы создания компании, её финансирования, разработки и защиты бизнес-плана, подготовки и согласования проектной и разрешительной документации и т.д. Всего и не перечислишь. Это действительно очень многогранный и интересный проект, и мы в силу своего опыта и знаний, а также в тесном взаимодействии с коллегами из ОЭЗ «Тольятти» стараемся, чтобы проекты наших клиентов как можно быстрее запустились, а Тольятти получил бы ещё один толчок к своему дальнейшему развитию.
 
Ирина Попова
Общественно политическое издание «Постскриптум. Тольятти».
Опубликовано в №40(402), 12 ноября 2012г.