Реклама в сети Интернет
Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"). Этим реклама отличается от информирования.
По мнению Федеральной антимонопольной службы России, не является рекламой:
- Информация о товарах и услугах, размещенная на официальном сайте, страницах либо в соцсетях их производителя или продавца.
- Однако контент могут признать рекламой, если отдельному товару уделяется особое внимание, о нем дается избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, есть призывы приобрести его, в том числе с указанием адресов магазинов. В этом случае применяются нормы ст. 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
- Обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера, если его основной целью не является продвижение товара на рынке;
- Органичная интеграция (например, упоминание о новинках косметики в видеороликах или постах бьюти-блогеров). Интеграция не является органичной и ее могут признать рекламой, если внимание в видеоролике акцентируется на товаре, в том числе за счет того, что описываются его характеристики, свойства или блогер высказывает положительное отношение к нему. На такую рекламу распространяются нормы ст. 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Общие требования к рекламе в сети Интернет
На рекламу в сети Интернет распространяются общие требования для любой рекламы, в том числе о ее добросовестности и достоверности.
Кроме этого, реклама не должна:
- побуждать к совершению противоправных действий;
- призывать к насилию и жестокости;
- иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;
- формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц;
- содержать информацию порнографического характера;
- содержать информацию, пропагандирующую либо демонстрирующую нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, педофилию, смену пола.
Также в рекламе не допускаются:
- использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
- указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;
- демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, и потребления алкогольной продукции;
В статье 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", указан перечень запрещенных к рекламе продукции и услуг.
Особенности размещения рекламы в сети Интернет
- реклама должна содержать всю существенную информацию о рекламируемых товарах (работах, услугах), а также об условиях их приобретения,
- реклама не должна искажать смысл информации и вводить потребителей в заблуждение. Стоимостные параметры рекламы должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте (ч. 7 и 7.1 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе")
- реклама, которую вы размещаете на своем сайте, должна соответствовать требованиям действующего законодательства, в том числе требованиям, перечисленным в статьях 5 - 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
- распространять рекламу в сети Интернет допустимо, если оператор рекламных данных присвоил рекламе идентификатор (ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе").
- специальные требования установлены для рекламы алкогольной продукции и лекарственных средств (ст. 21 и 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе").
- при дистанционной продаже реклама должна также содержать сведения о продавце таких товаров, установленные ст. 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", а именно: наименование, место нахождения и ОГРН; ФИО, ОГРИП для ИП; ФИО и ИНН – для физического лица, не являющегося ИП и применяющего "Налог на профессиональный доход".
- букмекерские конторы можно рекламировать только на определенных сайтах.
- нельзя делать рекламные рассылки на электронную почту без согласия абонента (адресата) на получение такой рекламы.
- в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения (ст.9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе").
Кроме того, к особенностям размещения рекламы в сети Интернет относятся, в частности:
- необходимость направления в Роскомнадзор сведений об интернет-рекламе;
- необходимость маркировать интернет-рекламу;
- требования к способам размещения рекламы в сети Интернет.
Сроки хранения рекламных материалов:
В силу ст. 12 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.